Меблируем офис
Обустройство офиса — не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Занимаясь планировкой помещения и подбирая мебель, так или иначе нужно помнить, какие функции призваны выполнять эти четыре (пять-шесть...) стен. Рабочее место — это раз (тут главное — функциональность!), полигон для ведения бизнеса — два (презентабельность!) и, наконец, «второй дом» — крыша, под которой мы проводим большую часть своей сознательной жизни и, следовательно, имеем право рассчитывать на некоторую частичку уюта, комфорта и тепла.
Безусловно, профиль деятельности и уровень каждой компании подразумевает индивидуальные интерьерные нюансы, однако существуют и более-менее общие принципы подбора офисной мебели. Понятие это, кстати, включает в себя целый набор элементов: рабочие и компьютерные столы, тумбочки, шкафы, стеллажи, стойки, подставки, полки («корпусная» мебель), диваны, кресла и стулья различного назначения («мягкая»). Кроме того, мебель может предназначаться для кабинета руководителя или для персонала — к первой категории качественно-дизайнерские требования, естественно, более жесткие.
Планировка и подбор офисного «оснащения» зависит от размеров помещения, количества сотрудников, предполагаемого числа посетителей и, конечно же, сумм, которые «не жалко» выделить на это дело.
В среднем, стоимость одного рабочего места составляет порядка 200 долларов (стол, подкатная тумба, кресло, небольшой шкаф для документов). В числе других важных параметров — качество, количество и разнообразие элементов выбираемой серии, простота сборки и возможность обеспечения различных конфигураций рабочих мест, долговечность и износоустойчивость материала.
Качество мебели, как правило, не определяется местом ее «рождения» — оно зависит от того, сколько денег создатель вложил в производство. Потому хорошая мебель может быть и украинской, и российской, и малазийской, и итальянской. Среди основных качественных показателей — удобство и продуманность элементов серии. В ней должно присутствовать все, что может пригодиться в офисе не только сегодня, но и в будущем. Если помещение нестандартное, лучше часть предметов заказать: современные тенденции в мире мебельного дизайна предполагают использование криволинейных и асимметричных конструкций. Наличие дополнительных элементов «с фантазией» незначительно увеличит сумму заказа, но при этом придаст «второму дому» оригинальности.
Непременно стоит поинтересоваться у продавца, какая фурнитура идет на выбираемую мебель (большинство серий, независимо от страны производства самой мебели, оснащается итальянской фурнитурой), а при осмотре следует убедиться, что на полках в шкафах нет следов опилок, а материал покрытия и окантовка не отслаивается. На всех деталях, даже на скрытых стыках, должна быть кромка, а среди крепежных элементов не должно присутствовать «одноразовых» винтов типа «шуруп» или «конфирмат».
Для «офисной экипировки» важна долговечность — на это влияет материал и покрытие основы, степень сопротивляемости внешним воздействиям. Среди наиболее распространенных вариантов — ДСП (древесно-стружечная плита), ДВП (древесно-волокнистая плита) и МДФ, гораздо более дешевые и неприхотливые в эксплуатации, нежели «натур-продукты».
ДСП изготавливается из древесных опилок и стружек, пропитанных и «связанных» формальдегидными смолами. Это самый распространенный и один из наиболее дешевых материалов для корпусной мебели.
Среди плюсов ДСП — водостойкость, прочность, способность хорошо держать скрепляющие конструкцию гвозди. Минусы — формальдегидные смолы, выделяющие в воздух формальдегиды, — увы, не самый полезный для здоровья продукт. Кроме того, ДСП — очень твердый материал, не допускающий тонкой обработки (глубокая фрезеровка, всевозможные фигурные детали).
ДВП видели те, кто хоть раз отодвигал шкафы от стен. Это общеизвестный оргалит: задние стенки большинства шкафов, днища выдвижных ящиков — вся эта «шершавость» и есть ДВП, производимая из древесной пыли путем мокрого прессования (потому «изнанка» ДВП фактурой напоминает поверхность творога с «сеточкой», как от влажной марли, и именно по этой же причине плиты не бывают толстыми: технология не позволяет).
Плюсы ДВП: низкая цена при высокой долговечности, минусы — сравнительно небольшой спектр использования.
МДФ — это плита, производимая из очень мелких древесных опилок (разница между стружкой для ДСП и МДФ — как между продуктами, пропущенными через мясорубку, и продуктами, измельченными миксером). Частицы дерева скрепляются лигнином и парафином, так что МДФ — очень экологичный материал. Кроме того, он достаточно мягок и поддается самой тонкой обработке: это любимый фасадный материал современных дизайнеров.
Плюсы МДФ: обладает всеми достоинствами дерева, но стоит намного дешевле, да и служит дольше. Единственный минус ~ сравнительно высокая стоимость.
Наиболее популярными в наших краях породами натурального дерева остаются дуб, бук и орех (твердые породы, хорошо обрабатывающиеся и поддающиеся полировке), сосна и береза (мягкие, менее стойкие к царапинам) — все это, конечно, красиво, солидно и модно, но... дорого. Так что более оправданным видится использование искусственных материалов, а если хочется, чтобы поверхность мебели выглядела «под дерево», вполне можно остановиться на ламинатном покрытии (бумага на основе меламинформальдегидных смол или «искусственный шпон»). На него легко наносятся любые цвета, в том числе рисунки, имитирующие дерево. Единственный недостаток — малая износостойкость поверхности. Без толстого слоя покрытия она легко истирается, царапается, не терпит высокотемпературных воздействий.
Намного больше приспособлена к офисным условиям мебель, облицованная так называемым меламином — толстым слоем полимерного покрытия. В числе ее главных достоинств — превосходная износо- и термостойкость, среди недостатков — ограниченные возможности имитирования натуральных пород. Хотя можно, конечно, и не «имитировать», а приобрести мебель, отделанную натуральным шпоном со шлифовкой и полировкой, — только в этом случае придется заботиться о ней с особой тщательностью. Она очень капризна.
В том, что касается дизайнерских требований к оформлению офисных помещений, безусловно, возможны варианты — это вопрос вкуса и специализации той или иной компании. Медики же не советуют останавливаться на слишком ярких цветах — равно как и на черном: контрастность приводит к быстрой утомляемости. Предпочтительнее всего цвета натурального дерева или серебристо-серые/голубые тона.